Жертвенник в Вефиле

Название Вефиль (Бейт-Эль) означает «дом Божий». Названия того города упоминается в Библии чаще, чем любой другой город, уступая только Иерусалиму. Это было место, где Авраам построил свой второй жертвенник.

Именно там Иакову было дано видение ангелов, которые поднимались и спускались по небесной лестнице. Иаков назвал это место «Бейт-Эль», потому что там ему явился Бог. Вернувшись на это место через 20 лет, Иаков исполнил свой обет, данный Богу и построил жертвенник.

Во время войны Израиля с вениамитянами израильтяне потерпели два сокрушительных поражения. Они пошли в Вефиль, чтобы вопросить Господа, потому что ковчег завета находился в том городе­. Там они поставили жертвенник и вознесли всесожжения и приношения.

После смерти Соломона и разделения Израильского царства Иеровоам, царь Израиля, приказал выковать двух золотых тельцов, поместив одного в Вефиле, а другого в Дане.

«И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» 3 Царств 12:28-29.

Поэтому Вефиль стал центром идолопоклонства и главным святилищем ­северного царства. Эту ситуацию хорошо изображает пророк Амос, когда он показывает, что Вефиль стал святилищем царя, а не Господа:

«И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский» Амос 7:12-13

Таким образом, возникло соперничество с храмом в Иерусалиме. Пророки Иеремия и Амос осудили Вефиль за идолопоклонство. Пророк Осия, обличая великие беззакония, творившиеся в Вефиле назвал это место «Бет Авен» (дом идолов), потому что там находился золотой телец.

В ходе религиозной реформации, направленной на восстановление истинного поклонения Богу, царь Иосия полностью разрушил жертвенник в Вефиле. Позднее в истории Израиля Вефиль был заселен евреями, вернувшимися из вавилонского плена вместе с Зоровавелем.

Бейт-Эль сегодня — это новый город, расположенный в 20 км к северу от Иерусалима, который мало что сохранил от библейских времен. В его окрестностях в Гае можно увидеть остатки ханаанского города.

Некоторые археологические свидетельства

Археологические находки свидетельствуют о поселении, которое обосновалось в этом районе около 2000 г. до н.э. и было уничтожено страшным пожаром в 13 веке до н.э. Поселение было восстановлено в 9 веке до н.э. и разрушено ассирийцами между 724 и 722 гг. Самарии.

Город возродился, будучи вновь опустошен очередным пожаром ­, примерно в 597 году до н.э., вероятно, вызванным ­армией Навуходоносора. Он был перестроен снова в последний период Персидской империи. Он процветал, пока не был снова опустошен римлянами в 70 году н.э., когда они ­разрушали Иерусалим. Первые стены города считались лучшими в Палестине в это время. На первых уровнях руин Вефиля было много предметов ханаанского культа. Однако после того, как Израиль заселил это место, не ­было найдено ни изображений, ни памятников ложным богам, ни даже намёка на золотых тельцов.

То есть можно предположить, что реформа царя Иосии и другие действия еврейского народа по восстановлению служения Единому Богу в этом месте полностью очистили Вефиль от идолов и сопутствующих культовых предметов.

Авраам устраивает второй жертвенник

«Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» Бытие 12:8.

Из Сихема Авраам отправился в горы и раскинул свой шатер между Вефилем и Гаем. Там он построил жертвенник, и это было его первое жилище с тех пор, как он пришел из Харрана. В библии мы читаем, что он «поставил свой шатер» что указывает на место для жилья.

Уже находясь в этих землях Авраам знал, что в определенное время он будет владеть этим землями во исполнение обетований Господа. Он не только построил жертвенник в Вефиле, но ­также дважды призвал имя Господа на этом жертвеннике. Второй раз после возвращения из Египта, куда он пошел на некоторое время по причине голода в Ханаане.

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг… И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа» Бытие 13:1,3-4.

Наличие построенного жертвенника для призывания имени Господа очень сильно отличало шатры Авраама от шатров хананеев. В шатрах Авраама всегда был жертвенник, воздвигнутый во имя Господа. Этот жертвенник представлял посвящение жизни Авраама Богу. Жертвенник также был Божьим свидетельством об Аврааме в его жилище.

Точно так же и сегодня разница ­между нами и хананеями, живущими вокруг нас, заключается в том, что в наших сердцах устроен жертвенник, который показывает, что мы принадлежим ­Богу Авраама.

Я могу быть членом своей семьи в доме или специалистом на своем рабочем месте, но как слуга Божий я везде. Моя природа, позиция Божьего слуги проявляется повсюду, и это назидает людей вокруг, приводя их к познанию Единого Бога.

Вефиль – дом Божий, всегда будет воспоминаем верным слугой, как место молитвы. Слуга Господа всегда это помнит, потому что здесь место встречи с Богом, место важных решений в духовной жизни. И, наконец, Вефиль — это место обитания Святого Духа в жизни слуги Божьего.

Иисус подтвердил это, когда сказал:

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» Иоанна 14:23.

Вот почему, когда Авраам пришел из Египта и проходя через южную часть Вефиля, он пришел к жертвеннику, который ранее построил, и там еще раз поклонился имени Господа.

За всё время пребывания Авраама в Египте нет упоминания о жертвеннике, который бы он там построил.

Жертвенник в Хевроне

Путь Авраама – Instito Bíblico da Igreja Cristã Maranata, 2021.