Поклонение Авраама, жертвенник в Сихеме

Во время своего странствования, в местах где он проходил в земле Ханаанской, Авраам устраивает четыре жертвенника.

«Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования» Евреям 11:9.

Первый жертвенник был устроен в Сихеме, второй — в Вефиле, третий — в Хевроне, четвертый — на горе Мориа.

Жертвенник в Сихеме

Слово Сихем обозначает «плечо». Это было первое место, в которое пришел Авраам в земле обетованной.

Сихем расположен в Израиле на западном берегу реи Иордан недалеко от деревни Балата, между горами Гевал и Гаризим, примерно в 65 км к северу от Иерусалима.

Сихем был важным мегаполисом задолго до того, как израильтяне ­завоевали Ханаан. На протяжении столетий город несколько раз разрушался и перестраивался. В Сихеме Авраам воздвиг первый жертвенник у дубравы Море.

«И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» Бытие 12:6-7.

Благодаря этому событию Сихем занимает важное место в религиозной истории еврейского народа. Позже Иаков, сын Исаака, внук Авраама со своей семьей отправится в Сихем, воздвигнет там жертвенник и выкопает колодец. Братья Иосифа будут пасти там свои стада, когда Иаков будет обитать там. Также там были захоронены кости Иосифа (И.Навин 24:32).

После перехода Иордана Израильский народ войдя в землю обетованную на горах между которым и находится Сихем: Гаризим и Гевал произнес на одной горе благословение на другой проклятие.

Впоследствии город был отдан для жительства левитов и определен как один из городов-убежищ, чтобы в него убегал всякий, убивший человека по ошибке. Именно в Сихеме Иисус Навин собрал израильтян вместе для последнего увещания, чтобы предупредить их о том, чтобы они продолжали служить Богу и не уклонялись в сторону идолов.

Это слово Иисуса Навина заканчивалось известной фразой: «А я и мой дом будем служить Господу» И. Навин 24:15.

Когда в древности Израильское государство было разделено на северное и южное царства, Сихем утвердился как первая столица северного царства. Однако со временем Самария заняла положение политической столицы вместо Сихема, который не потерял своего авторитета с точки зрения религиозного значения.

Именно в Сихеме (иногда этот город называют Сихарь) Иисус встретился с самарянкой у колодца Иакова, как это записано в Евангелии от Иоанна 4:4-7.

Раскопки в Сихеме проводились сначала австрийско-германскими экспедициями в 1913 и 1914 гг. а потом различными археологами в период с 1926 по 1934 г. С 1956 по 1972 год раскопки Сихема проводила американская экспедиция.

При раскопках в священном районе города была обнаружена крепость, в которой было святилище и храм, посвященный идолу Ваал-верифу. Этот храм или башня был разрушен Авимелехом, сыном судьи Гедеона. Об этом можно прочитать в книге Судей 9 главе.

Недавно недалеко от горы Гевал, рядом с которой был построен город Сихем, было найдено сооружение, которое является жертвенником израильтян Единому Богу. Его строительство и использование датируется 13-12 веками до нашей эры. Можно считать, что этот жертвенник существовал в то же время, когда жил Иисус Навин. Это указывает на возможность того, что жертвенник был построен самим Иисусом Навиным, как об этом ему заповедал Моисей во Второзаконии 27:4-5.

Сегодня город Сихем называется Наблус и находится в ведении Палестинской национальной администрации.

В возрасте 75 лет Авраам покидает Харран и отправляется в Сихем.

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» Бытие 12:4.

Именно там Бог обновил обещание дать Аврааму эту землю.

«Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» Бытие 12:8.

Что побудило Авраама построить первый жертвенник в Сихеме?

Мы говорили прошлый раз, что, выходя из Ура Халдейского Бытие 12:1-3 и Деяния 7:2-4, уход Авраама должен был пройти с полным материальным, социальным и даже духовным отречением от той обстановки ­города Ура, в котором он жил.

Но выходя из Харрана, у него уже было имение и люди, которые он приобрел здесь.

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую» Бытие 12:4-5.

Но его сердце не было в этом материальном имении. Он по-прежнему жил решением исполнить всю волю Божию. И он покидает Харран и отправляется в Ханаан. Его отец уже умер в Харране, и ничто не могло остановить Авраама. Хотя он вышел из Хараана взяв с собой своего родственника — племянника Лота, его вера в Бога была такова, что у него хватило сил добраться до Сихема, в земле ­Ханаанской.

В Сихеме ему явился Господь, подтвердив данные ранее обетования, и оттуда Авраам увидел всю землю хананеев, которую обещал Господь дать в наследие.

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» Бытие 13:14-15.

Именно там он начал жизнь свидетельства о живом Боге.

Жертвенник, установленный в Сихеме, был знаком благодарности Авраама Богу за обещание Господа, что его потомки ­будут жить в земле, где течет молоко и мед. А также выражением благодарности Своему Богу за то, что Он привел его из Ура (дома его отцов) и Харрана (земли его родственников), в землю, которую Господь впоследствии ему показал.

Точно так же и сегодня у нас есть жертвенник, который устроен в наших сердцах в знак благодарности Богу Авраама, за то, что Он взял нас от мира и его власти, чтобы мы жили в соответствии с Божьим обетованием, что мы будем жить в небесном Ханаане, где ­­нас ждет новый Иерусалим, город, имеющий основание. «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» Евреям 11:10.

Кроме того, мы благодарны Богу Авраама за ­то, что Он сделал нас достойными быть Его свидетелями для народов в этом мире.

Господь, явившийся Аврааму, — это тот же самый Бог, Который сегодня открывает Себя Своей Церкви Духом Святым, Который каждый день совершает много чудес среди Своего народа, народа, Который Он приобрёл Себе. И этот народ – это Духовный Израиль — Верная Церковь.

Жертвенник в Вефиле

Путь Авраама – Instito Bíblico da Igreja Cristã Maranata, 2021.